О
чем говорят сны? Только ли о сексе, как полагал Фрейд? Или невнятно пророчат
грядущее, как убеждены многие?
Как оказалось, ни то, ни другое. Или, точнее, и то, и другое, и даже третье и
четвертое...
Одно важно — у каждого свой язык снов, сугубо индивидуальный. Именно поэтому
одному г... снится к деньгам, а другому к неприятностям.
К счастью, смутные символы снов можно расшифровать легко и просто. И язык
подсознания станет доступен каждому.
Для этого ничего больше не понадобится, кроме ручки и бумаги.
Дело в том, что все образы снов (а также визуализаций, грез, медитаций и тому
подобного) — порождения подсознания. Некоторые ученые соотносят его с правым
полушарием головного мозга, «немым» сейчас, но активно действовавшим в
доисторическую эпоху. Подсознание говорит только языком символов и эмоций.
Слова и логика ему чужды. Поэтому обычные слова и понятия будут закодированы в
символы. Например, обычная фраза: «Я болен!» — превратится в картинку грязной и
мутной воды, в которой предстоит помыться.
А сообщение: «У меня трудная работа, с которой я могу не справиться» —
трансформируется в жуткую сцену, когда попадаешь в аварию, не справившись с
управлением.
Новость: «Я, кажется, беременна» — будет выглядеть забавной сценкой резвящихся
рыбок.
Знакомые символы? Многие их прекрасно знают, и умело расшифровывают без всяких
специальных методик. Но некоторые, более сложные, остаются загадкой.
Каждую ночь Аиде снился один и тот же сон, от которого
она просыпалась с ужасом.
Хотя в самом сне ничего ужасного не было. Наоборот, сновидение носило
эротическую окраску. Она находилась со своим парнем Алексеем в сауне у него
дома, и там нежно его мыла, одновременно покрывая поцелуями тело. Сам Алексей
при этом, по-барски разнежившись, позволял ей себя ласкать.
Что уж тут такого жуткого? Однако Аиде делалось просто
дурно. Она чувствовала, что за мирной картинкой скрывается нечто грозное, может
быть, даже роковое.
Взаимоотношения Аиды с Алексеем и в самом деле были
более чем проблематичными.
Жених ее был типичный «новый русский» с соответствующими замашками. Мог
устроить безобразное «шоу» прямо в ночном клубе — упасть на колени перед
понравившейся девушкой, и ползать за ней, путаясь под ногами у присутствующих —
это он так в «любви» признавался, на пьяную голову, конечно. А потом покупал
«возлюбленной» что захочется, благо щедрым был. Безудержно тратил деньги, так,
чтобы все видели, что они у него есть, да и девушек выбирал, каких захочется, помоложе да покрасивее. Рисовался напропалую, одним словом.
А на законные претензии Аиды отбрехивался
так:
— Тебя это не касается. Будешь возникать, вообще быстро найду на твое место
шестнадцатилетнюю телку.
И Аида быстро смолкала, проглотив обиду. Почему-то она действительно не
представляла никого другого на месте Алексея. Что именно она в нем нашла,
оставалось загадкой для многих. Но она к нему прикипела, и позволяла откровенно
помыкать собой. По крайней мере, дело было явно не в деньгах. Бывали у нее
парни не менее крутые, и при этом гораздо более вежливые. Но вот их она отшила, а с наглецом Алексеем осталась. Когда ее все же
спрашивали, почему, отвечала неизменно:
— Я чувствую, что нужна ему. Он без меня пропадет.
Кошмары с сауной это тревожное чувство только усиливали. Ей казалось, что, если
даже сны снятся настолько откровенные, то это верный знак важности ее любви для
нее самой. Но в то же время ей хотелось знать, что именно такого за ними
скрывается — вдруг это какое-то неясное предупреждение о грядущих бедах.
Перед тем, как работать с ней по ее повторяющемуся сну, пришлось объяснять, что
кошмары появляются тогда, когда мы совсем уже не слышим собственное
подсознание. И чтобы достучаться до нас, ему приходится переходить на язык
кошмаров.
Вообще кошмары появляются тогда, когда человек постоянно тычется
носом в одну и ту же нерешенную проблему.
Затем Аида взяла лист бумаги и стала подробно описывать свой сон. А затем
началась сама работа. К каждому элементу сна Аида письменно задавала вопрос:
«Сауна, что ты делаешь в моем сне?.. Что ты означаешь для меня?.. Алексей, что
ты означаешь в моем сне? Я сама во сне, как я отношусь к Алексею?..» И так же
письменно давала на них ответы, записывая первое, что приходило в голову. Так,
пообщавшись со всеми живыми и мертвыми душами из сновидения, она получила
подробный анализ мучившего ее кошмара.
Оказывается, он вообще не имел к эротике никакого отношения, а все поцелуи
вкупе с обмыванием были всего лишь проявление материнской заботы. Поняла она, и
что больше всего пугало ее в этом сне. Это было барственно-равнодушное
отношение Алексея, милостиво позволявшего ей заботиться о нем и терпеть его
капризы. После расшифровки сна ее неприятно резанула явная односторонность их
отношений, совсем как в расхожей фразе: «один любит, а
другой позволяет себя любить». Об этом говорили фразы, которые она только что
написала собственной рукой.
И получается, она этого не замечала? Не то, чтобы не замечала, скорее, просто
старательно закрывала глаза, делая вид, что все в порядке. А в это самое время
ее же подсознание изо всех сил старалось исправить ситуацию, легшую тяжелым
грузом на душу. Слало кошмар за кошмаром, в тщетной надежде, что на странную
ситуацию обратят внимание и ее изменят.
Расшифрованный сон заставил ее о многом поразмыслить, и в результате она
приняла решение расстаться с женихом.
Сны всегда содержат важную для человека психологическую информацию. А часто
повторяющиеся, идущие еще с детства сны имеют корни в глубинных психологических
конфликтах. И даже самый фантастический кошмар, расшифрованный методом вопросов
и ответов, сводится к чему-нибудь очень простому, чего совершенно не стоило
бояться. Например, женщине-анестезиологу очень часто снился кошмарный сон, в
котором она находилась в подвалах морга, где лежало очень много обезображенных
трупов. Рядом с ними сновали врачи, которые оживляли мертвецов, но лишь для
того, чтобы подвергнуть пыткам. Она сама тоже находилась среди врачей, и тоже
мучила только что вернувшихся к жизни людей. Делала она это из страха за
собственную жизнь. Во сне она не сомневалась, что иначе ее убьют, и она
пополнит число трупов.
После письменной беседы со всеми персонажами сна, в том числе трупами и
подвалом, женщина практически самостоятельно смогла обнаружить корни
сновидения. Она вспомнила, что в детстве ей делали операцию на шее, и тогда она
страшно боялась умереть. Собственно, этот страх вновь оказаться на операционном
столе в неумелых руках (ее отец тоже был хирургом, и в семье прямо при ней
часто обсуждали неудачные исходы операций, а также случаи, когда после лечения
человек навсегда становился инвалидом) заставил ее сначала выбрать профессию
врача, а затем специализироваться в анестезиологии.
Еще одна женщина, Марина, в кошмаре видела, как поднимается по отвесной скале,
хватается за траву, чтобы не упасть, а впереди нее лезут в гору другие люди.
Очень резво лезут, так, что она, несмотря на все старания, не может за ними
угнаться.
Первый вопрос был к самим горам: «Что вы означаете?» В ответ она узнала, что
это преграды на пути к успеху. Затем она поинтересовалась у людей, куда они
шустро ползут, и узнала, что они спасаются от голода. Да и ее гнал вперед страх
голодной смерти, как она узнала, задав пару вопросов себе самой в сновидении.
Этот страх преследовал ее с самого детства, хотя оснований для него не было
никаких. Она жила в очень обеспеченной семье, но почему-то всегда обращала
внимание на бедных и голодных, и с ужасом думала, что это грозит и ей. Для того, чтобы избежать голодной смерти, она старательно
карабкалась по социальной лестнице, точно так же, как во сне в гору. Она никак
не могла почувствовать себя защищенной, любое трагическое событие —
землетрясение в Иране или война в Чечне напоминали ей о том, как она беспомощна
и беззащитна.
Установив природу страха, следовало найти его корни. Для этого я предложила ей
вернуться в сон и оглядеть окрестности. Марина увидела себя на дороге, ведущей
в потрясающе бедное село. Оно совершенно пусто, так как все ушли, спасаясь от
голода. Дальше она подошла к реке с мутной водой, через которую не было
переправы. Что делать дальше? Я предложила ей вызвать вертолет и долететь до
оставленной горы, на которую она так и не смогла подняться. Марина полюбовалась
на поляны, полные малины, поля с пшеницей...
Когда она насладилась видом изобилия, ей было предложено отправиться назад в
прошлое, к тому моменту, когда она впервые почувствовала себя беззащитной и
беспомощной. Ей вспомнилось, как она ночью сидит на веранде с тетей, и капризничает,
не желая ложиться спать. Тогда тетя грозит, что, если она не ляжет, тогда
придет чудовище и съест ее.
— Представь, что ты, уже взрослая, находишься там, — говорю ей, — возьми
девочку за руку, и идите вместе в сад. Найди там это чудовище, и посмотри на
него.
Марина послушно идет в сад. Да, она и впрямь находит чудовище, но ей вовсе не
хочется на него смотреть. Ей страшно, хочется спрятаться, убежать... Но,
всячески подбадриваемая, она отваживается взглянуть на
НЕЧТО. И тут выясняется, что само НЕЧТО норовит спрятаться от нее. Ему, видите
ли, стыдно! Хотя Марине удалось мельком рассмотреть черную фигурку, похожую на
шарик на тонюсеньких ножках.
— Спроси у него, кто это? — подсказываю ей.
— Оно норовит убежать! — отвечает Марина. — Да кто это, домовой?.. О нет, это
не домовой! Это человек! Просто я запомнила его таким... — И вытесненные в
раннем детстве воспоминания прорываются в память.
Маленькой девочкой ночью она забрела в комнату родителей, и увидела, что отец
лежит на матери и ее мучает, отчего она громко стонет. Марина в ужасе — ее отец
может ни за что ни про что обидеть мать, значит, и ее никогда не защитит...
Теперь же, приглядевшись к сцене, уже взрослая Марина начинает хохотать —
избиение оказывается самым обычным половым актом! Прямо по Фрейду...
Вообще, конечно, Фрейд слегка перегнул палку, сводя практически все
человеческие проблемы к сексу. Практика показывает, что на самом деле на глубинном уровне, на уровне подсознания нас много
чего волнует. Та же самая политика мощно рвется в сны,
поскольку задевает важную вещь — проблему безопасности.
Но в то же время многие глубокие личностные проблемы уходят корнями в детство,
взаимоотношения с родителями, времена осознания собственного пола, а значит,
все-таки в секс, а точнее, в либидо.
Анализ многочисленных случаев привел к составлению примерно такой карты снов.
Сны о сексе, явно эротические или порнографические, говорят о чем угодно, кроме
этого самого. Это могут проблемы взаимопонимания между людьми, совместной
работы и даже вражды, но это всегда проблемы взрослых людей, не имеющие
никакого отношения к детским травмам.
Речь о сексе и половых проблемах идет в снах, где
акцентировано внимание к голове и шее — они как раз обозначают половые органы.
Получается, что органы, столь удаленные анатомически, во сне как бы меняются
местами, замещая друг друга.
Раны, кровь чаще всего имеют отношение к первому половому акту, или же
беременности.
Узкие лазы, проходы, коридоры — это все символика родовых травм, или же просто
воспоминания связанные с родами.
Жучки, паучки, червячки и прочие мелкие насекомые, особенно мертвые или
раздавленные, имеют двоякую трактовку — это либо аборты, либо знак негативного
взаимоотношения с родственниками-детьми: братишками, сестренками, племянниками.
А все остальное — сугубо индивидуально. Но, как правило, прозаично.
Лишь иногда, крайне редко, сны содержат действительно информацию о будущем. В
таком случае это четко напишется при расшифровке.
А так каждую ночь мы чаще всего погружаемся в водоворот событий, который был значим когда-то давно, в глубокие дни детства или
юности, вроде первого поцелуя в детском саду. Или же вновь и вновь решаем
проблемы, которые уже сто раз решили наяву, наподобие взаимоотношений с
коллегами по работе.
Как же много людей просыпаются в ужасе от проблем,
которые на самом деле не стоят выеденного яйца. И как же просто от них
избавиться... Для этого достаточно поговорить с собственным сном, и он сам все
расскажет. Только не забывайте — во сне говорить могут все: и люди, и вещи, и
дома и ветер, и призрак покойной бабушки. Спросите у них, зачем они вам снятся,
они вам ТАКОЕ расскажут! О нас самих...