Недавно в Турбинном зале лондонской галереи Tate
Modern открылась инсталляция известного
польского художника Мирослава Балки (Miroslaw Balka, р. 1958). Она представляет собой гигантский
стальной контейнер (
Балка назвал свою работу How It Is («Как оно есть»), в честь известного романа Сэмюэла Беккета (Samuel Beckett). По словам художника, его творение — оно одновременно обо всем и ни о чем. Кому-то инсталляция, возможно, напомнит изображения ада, кто-то подумает о черных дырах в космосе, кто-то вспомнит библейскую притчу о тьме египетской.
Зная, что многие произведения Балки посвящены Холокосту, нельзя не увидеть ассоциации с вагонами, в которых евреев увозили в концлагеря. Художник вырос в городе Отвок (под Варшавой), три четверти населения которого было уничтожено во время Второй мировой войны. Но узнал он об этом только в 1989 году, после падения коммунизма в Восточной Европе. В 1993-м он представил на Венецианской биеннале инсталляцию — «Коридор из мыла», призванный напомнить зрителям о жестокости нацистов, которые делали мыло из жировых тканей своих жертв.
Но How It Is — это не только и не столько напоминание об ужасах Холокоста (или еще о каких-нибудь ужасах), сколько попытка «создать пространство, где люди могут спокойно размышлять». В своем произведении художник ведет диалог с Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson), несколько лет назад повесившим в Турбинном зале гигантское искусственное солнце. Балку привлекла простота инсталляции Элиассона, а также тот факт, что посетителям было предоставлено практически пустое (но, тем не менее, радикально измененное) пространство. «[Элиассон] использовал свет, а я — темноту», — говорит художник.
Балка работал над инсталляцией целый год. Контейнер был изготовлен компанией Littlehampton Welding. Его стены были обиты волокном, которое в 10 раз чернее обычной черной краски.
Представители Tate Modern заявили, что музей как следует позаботится о безопасности посетителей. В частности, контейнер будут регулярно патрулировать сотрудники, снабженные фонариками.
Балка стал десятым по счету художником, выставившим свою работу в Турбинном зале. Первый подобный проект был осуществлен в 2000 году: знаменитая французская художница Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) установила там огромную скульптуру паука и инсталляцию с зеркалами. В 2001-м Хуан Муньос (Juan Muñoz) поселил в Турбинном зале своих скульптурных человечков, которые «наблюдали» за пустыми стеклянными лифтами, опускавшимися в специальные шахты и выезжавшими из них. В 2002 году зал был отдан «на растерзание» Анишу Капуру (Anish Kapoor), который поставил там огромную красную воронку. В 2003-м в Tate появилось искусственное солнце Олафура Элиассона. Следующим проектом стала звуковая инсталляция Брюса Наумана (Bruce Nauman). Посетители музея могли услышать коллаж из аудиозаписей, сделанных художником в разные годы. В 2005-м лауреат премии Тёрнера (1993) Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread) представила несколько огромных конструкций, созданных из 14 тысяч белых слепков обычных картонных коробок. Спустя год в зале были установлены «горки» Карстена Хеллера (Carsten Höller). В 2007 году колумбийская художница Дорис Сальседо (Doris Salcedo) распорядилась проделать в полу зала 167-метровую трещину, символизирующую, по ее словам, «пропасть», которая разделяет людей разных рас и социальных прослоек. А в прошлом году Доминик Гонсалес-Форстер (Dominique Gonzalez-Foerster) представила свое видение мира, где царит нескончаемый дождь.
Все проекты в Турбинном зале спонсируются компанией Unilever. Работа Мирослава Балки будет экспонироваться там до 5 апреля.
Материал подготовила Юлия Максимова, AI