Юбилей манифеста футуристов в лондонской галерее Тейт

УМБЕРТО БОЧЧОНИ Сила улицы
УМБЕРТО БОЧЧОНИ Сила улицы
Источник: bbc.co.uk

ЛЮБОВЬ ПОПОВА Портрет
ЛЮБОВЬ ПОПОВА Портрет
Источник: bbc.co.uk 

НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА Велосипедист
НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА Велосипедист
Источник: bbc.co.uk 

ДЖИНО СЕВЕРИНИ Танец «пан-пан» в Монико
ДЖИНО СЕВЕРИНИ Танец «пан-пан» в Монико
Источник: bbc.co.uk

С 12 июня по 20 сентября в лондонской Tate Modern открыта выставка футуризма, поводом для которой стало 100-летие публикации манифеста основоположников художественного течения.

«Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее. Музеи — кладбища!.. Музеи — абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен! Мы, молодые и сильные футуристы, не желаем иметь с прошлым ничего общего! Поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!..

Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города! Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще по крайней мере 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину — мы хотим, чтобы так оно и было! Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будет тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением. Мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!»

Довольно радикальный текст, даже сегодня. Это манифест футуризма, написанный основателем этого движения искусства и опубликованный 100 лет назад на первой странице парижской Le Figaro. Именно к этому юбилею и приурочена открывшаяся в лондонской галерее Tate Modern выставка футуризма.

Возбуждение от повседневной реальности

На самом деле в датах есть некоторое расхождение. Манифест Маринетти появился в Le Figaro 20 февраля 1909. Разрыв в несколько месяцев объясняется очень просто: сформировал выставку Центр Помпиду в Париже, и именно там она открылась точно к юбилею — в феврале этого года. Затем отправилась на родину футуризма — в Италию, в Рим, а лишь теперь оказалась в Лондоне.

Индустриальное футуристическое здание бывшей электростанции, где теперь разместилась Tate Modern, идеально подходит для дерзкого искусства будущего. В центре экспозиции — сам манифест, во много раз увеличенный и переведенный на английский.

Впрочем, сама выставка выглядит вполне академично, к тому же в ней много работ Пикассо, Брака — художников, имена которых ассоциируются скорее с кубизмом, чем с футуризмом.

В чем же, помимо вербальной дерзости, состоят характерные отличительные черты футуризма? Вот что на это отвечает куратор выставки Мэтью Гейл.

«Футуриcтов отличает в первую очередь интерес к жизни улицы, повседневной реальности, то возбуждение, которое они ощущали от этой повседневной реальности, — и именно в тот момент, когда взрыв технического прогресса преображал эту реальность. Они, таким образом, сумели привлечь к себе гораздо более широкую публику — тех, кто ездил на поездах и автомобилях или ходил на представление в кабаре. Картины кубистов были гигантским шагом вперед в смысле анализа формы, но они — прекрасные, сдержанные, суровые — оставались всего лишь чисто живописными упражнениями в натюрморте и обнаженной натуре. Футуристов же занимал динамизм повседневной жизни — вот главная их тема», — считает куратор.

Провокативные манифесты

При всем своем стремлении к повседневности, футуристы были первыми, кто стал плодить многочисленные связанные с искусством тексты — нарочито провокативные манифесты. На выставке, наряду с манифестом Маринетти, выставлен еще один исторический документ — Манифест футуристической женщины, написанный в 1912 году его соратницей и предшественницей феминизма Валентиной Сент-Пуан. Не было ли это зародышем будущего концептуального и постмодернистского искусства с их тягой к провокативным текстам и заявлениям?

«Идея создания манифестов, — продолжает Мэтью Гейл, — стала для Маринетти новой формой искусства, способом распространения своих идей в максимально компактной и доступной форме. Недостатка в средствах у него не было, и потому он в изобилии публиковал листовки, буклеты, плакаты, которые распространялись не только по Италии, но и по основным европейским столицам. Маринетти, таким образом, заложил фундамент многочисленных будущих авангардных акций».

По словам Гейла, Маринетти первым поставил во главу угла само понятие движения, направления в искусстве: «Он поглощал и синтезировал идеи других людей. Нельзя сказать, что слово для него вытесняло визуальную образность, — он мыслил тотальными категориями и включал в футуризм не только живопись, скульптуру и литературу, но и кино, театр, радио, и музыку».

Футуристы-провокаторы из России

К сожалению, на выставке не нашлось места музыкальным и кинематографическим опытам футуристов — а ведь ближайший соратник Маринетти Луиджи Россоло был еще и композитором, одним из основателей конкретной музыки. Именно тягой к повседневности отмечены и многочисленные кинематографические и радио-опыты русского последователя футуризма Дзиги Вертова.

В России футуризм упал на благодатную почву. Манифест Маринетти был переведен, можно сказать, сразу же, а уже в 1911 году Игорь Северянин издал сборник «Пролог эгофутуризма». Годом позже созданная Давидом Бурлюком группа «Гилея», в которую вошли Маяковский, Кручёных, Хлебников, выпустила сборник «Пощечина общественному вкусу».

На лондонской выставке — шесть работ русских художников из постоянного собрания Русского музея: Ларионов, Попова, Гончарова, Экстер и две работы Малевича.

В 1914 году Маринетти приехал в Россию, но прием — по крайней мере в Москве — ждал его вовсе не такой восторженный, как можно было бы ожидать. Ни Маяковский, ни Бурлюк, ни Кручёных на его чтение не явились.

Рассказывает историк русского авангарда Александр Парнис: «Русские футуристы хотели показать свою независимость от отца-основоположника движения и всячески демонстрировали эту свою независимость и в своих текстах, и в декларируемых эстетических принципах. Они не хотели вести свою родословную от Маринетти. Но, как ни странно, изучая их манифесты, становится понятно, что аналогий и связей с Маринетти у них больше, чем расхождений. Даже название “Пощечина” — термин из первого классического манифеста Маринетти. Но внешне они всячески себя обособляли. Особенно настроен против Маринетти был Хлебников, который, со своим славянским и националистическим комплексом, отрицал какую бы то ни было общность с итальянским футуризмом».

На ум приходит и знаменитая хлебниковская «Заумь», и не менее знаменитое и не менее славянское «Дыр-бул-щул» — авангардное стихотворение Алексея Кручёных.

В новую революционную эпоху — на рубеже 1980–90-х футуризм в России вновь стал актуален. Корни его ощутимы и у московских концептуалистов (группа «Коллективные действия», Дмитрий Александрович Пригов), и у революционеров (Бренер, Осмоловский), и у питерских художественных провокаторов (Сергей Курёхин, Тимур Новиков, Сергей Бугаев / Африка). Не случайно одно из многочисленных творческих объединений того времени называлось «Клуб друзей Маяковского».

«Скандал как форму искусства тоже придумали футуристы, — продолжает Александр Парнис. — Так что очень популярные теперь у постмодернистов скандалы своими корнями уходят в футуризм. И в этом русские футуристы даже тогда явно превосходили своих итальянских собратьев. Русские футуристы всегда были провокаторами».

 

Хостинг от uCoz